В России растет спрос на шоколад

4 мая 2017 года. Релиз Центра исследований кондитерского рынка

Потребление сладостей в России в апреле 2017 года установилось на уровне 24 кг кондитерских изделий на человека в пересчете на год, что соответствует показателям потребления в ноябре-декабре 2016 года и уровням докризисного 2014 года. В настоящий момент отмечается очередное изменение структуры потребления кондитерских изделий. После двух лет сокращения потребления шоколадных кондитерских изделий отмечается рост спроса на них, причем речь скорее о качественном изменении структуры потребления в пользу именно шоколада, который отличает более высокая стоимость по сравнению с другими видами шоколадной продукции. Восстановлению интереса к шоколаду, как к одному из наиболее дорогих видов кондитерских изделий, способствует снизившийся до минимальных значений за два года рост цен на шоколад, а в отдельных регионах даже коррекция розничных цен на него.  

Потребление шоколадных изделий в апреле текущего года составило 4,6 кг в годовом выражении на человека по сравнению с 4,4 кг в конце 2016 года. В последние два года эту категорию в наибольшей степени затронули такие тренды, как отказ от приобретения, переход на другие, более дешевые виды сладкого или сокращение числа покупок. Особенно заметно это было в сегменте обычного шоколада без добавок. Из-за падения курса рубля, резкого роста мировых и рублевых цен на основное сырье для производства шоколада и, соответственно, увеличения себестоимости производства скачок потребительских цен на шоколадные изделия за 2015-2016 годы был около 50-65%, и для многих потребителей это стало поводом сократить свои траты на эти виды сладкого. Производители старались сдерживать рост себестоимости на приемлемых уровнях за счет изменения рецептур, в пользу менее дорогих ингредиентов. Многие пытались сгладить шок потребителей от роста цен за счет снижения веса штучных изделий. Но все равно категория шоколадных кондитерских изделий оставалась наиболее подорожавшей по сравнению с остальными видами сладкого.

На фоне скачка цен на шоколадные изделия наиболее устойчивыми к кризисным явлениям оказались мучные кондитерские изделия длительных сроков хранения, такие как различного рода печенье, вафли, пряники, кексы, рулеты и так далее. Именно в эту категорию больше всего перетекал потребительский спрос в течение 2015-2016 гг. Этому способствовали как относительно невысокая стоимость изделий (50-150 рублей за упаковку или 150-250 руб. за кг), так и одни из самых низких показателей роста цен из всех видов сладкого — в зависимости от вида изделий на 20-25% за два последних кризисных года.

Потребление такого рода кондитерских изделий в конце 2016 года выросло до 9,4 кг в годовом выражении с 8,8 в начале 2015 года. В апреле 2017 года скачкообразного роста потребления уже не отмечается, оно составило 9,5 кг в год на человека. Но это по-прежнему одна из наиболее популярных и устойчивых к кризисным явлениям категорий кондитерских изделий. 

В категории тортов, пирожных и прочих мучных кондитерских изделий коротких сроков хранения после двух лет спада также отмечается некоторое восстановление потребительского спроса. Во многом этому способствовала адаптация производителями своей продукции под основные покупательские запросы в пользу более экономичных форматов по весу, упаковке и соответственно цене готового изделия. В апреле 2017 года потребление тортов и пирожных в среднем по стране выросло до 2 кг в год на человека по сравнению с 1,9 кг в год на человека в 2016 году. Кроме того, именно эту категорию отличал самый низкий рост цен в течение всего кризисного времени — на уровне 4-10%. И именно в этой категории, в одной из первых, отмечается наиболее заметное снижение цен с начала 2017 года.

Сахаристые кондитерские изделия также отмечал стабильный спрос в течение всего кризисного периода, но притока потребителей в нем не отмечалось, во многом это было следствием достаточно высокой динамики роста цен на готовую продукцию — около 30-35% с начала кризиса. Тем не менее, в последнее время отмечается сокращение потребления этого вида сладостей. В апреле 2017 года потребление карамели снизилось до 1,2 кг в год на человека с 1,3 кг в 2016 году. Потребление прочих сахаристых кондитерских изделий также сократилось до 6,7 кг в год на человека с 7 кг в прошлом году.

«Восстановление потребления кондитерских изделий происходит пока в отдельных категориях, преимущественно в тех, где отмечался заметный отток покупателей в течение последних двух лет, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — Однако пока в целом в России едят примерно те же объемы сладостей, что и год назад, изменениям скорее подвержена структура потребления в пользу более дорогих видов кондитерских изделий».

Структура потребления кондитерских изделий в год в среднем на человека (апрель 2017года), %

В России растет спрос на шоколад

Источник: данные Росстата, ФТС, ЦИКР