Производители не спешат наращивать выпуск сладостей в преддверии новогоднего сезона
1 декабря 2016 года. Релиз Центра исследований кондитерского рынка
Импортные поставки какао-бобов в сентябре 2016 года сократились на 9,3% по сравнению с сентябрем 2015 года — до 4,9 тыс. тонн. При этом с самого начала 2016 года поставки этого вида какао-сырья шли с большим опережением относительно предыдущего периода. Также в сентябре сократился импорт других видов какао-сырья. Поставки какао-пасты в сентябре этого года упали на 24% — до 3,7 тыс. тонн, какао-масла на 5,1% — до 3,4 тыс. тонн, какао-порошка на 22% — до 3,7 тыс. тонн.
До сентября импорт какао-бобов стабильно увеличивался. За январь-сентябрь 2016 года импорт какао-бобов в Россию увеличился на 14,8% — до 32,1 тыс. тонн. Отметим, что поставки какао-продуктов для производства шоколада сокращались, даже несмотря на обнуление ввозных пошлин. За период с начала года импорт какао-пасты сократился на 7,2% и составил 22,7 тыс. тонн, импорт какао-масла снизился на 10,3% — до 20,2 тыс. тонн. Ввоз какао-порошка сократился на 1,8% — до 30,6 тыс. тонн.
Традиционно российские кондитеры уже с августа начинают увеличивать закупки основного сырья для производства сладостей — в ноябре-декабре каждый год существенно вырастают продажи сладостей в преддверии новогодних праздников. Однако в этом году на летние месяцы пришелся настолько заметный спад в потреблении кондитерских изделий, что, очевидно, многие производители стали придерживаться пессимистичных оценок относительно перспектив предстоящего высокого сезона.
Выпуск различных видов шоколада в России за 9 месяцев 2016 года сократился на 0,8% по сравнению с январем-сентябрем 2015 года — до 137,5 тыс. тонн, тогда как производство шоколадных конфет за тот же период выросло на 1,7% — до 293,3 тыс. тонн. Отдельно в сентябре также отмечалось снижение объемов производства шоколада без начинки и добавок и ряда видов шоколадных конфет (конфет с алкоголем), несмотря на предстоящий высокий сезон, коррекцию мировых цен на какао и рост поставок шоколадных изделий на экспорт.
Сокращение производственных показателей отмечается на фоне заметного роста поставок шоколадных изделий на экспорт. За январь-сентябрь 2016 года экспортные продажи шоколадных изделий выросли на 6,6% — до 101,85 тыс. тонн при одновременном сокращении объемов импорта шоколада и шоколадных изделий.
По расчетам ЦИКР, потребление кондитерских изделий в России в сентябре 2016 года снизилось до 23 кг в год в среднем на человека. Этот показатель оказался минимальным с 2012 года, когда среднедушевое потребление сладостей составляло 22,6 кг кондитерских изделий в год. Резкое сокращение потребления кондитерских изделий в России произошло в течение нескольких предшествовавших месяцев, после непродолжительного улучшения ситуации, случившегося в первой половине года. Кроме того, предыдущий предновогодний сезон 2015/2016 не оправдал ожиданий многих кондитеров — очередное резкое падение курса рубля, пришедшееся на конец года, беспрецедентный рост цен на шоколад и шоколадные изделия (около 30-40% в зависимости от вида) привели серьезному ухудшению потребительских настроений и снижению спроса. В связи с этим по итогам предыдущего новогоднего сезона уже в январе сохранились большие товарные запасы новогоднего кондитерского ассортимента.
Снижение импортных поставок какао-продуктов в сентябре 2016 года происходило уже на фоне снижающихся мировых цен на какао-бобы. Максимумы были отмечены в июле 2016 года, когда цена тонны какао-бобов на Лондонской бирже почти вплотную приблизилась к уровню 2500 фунтов. Сейчас мировой рынок какао постепенно стабилизируется — цены на какао-бобы продолжают снижаться и находятся на уровне 2000 фунтов за тонну.
«В конце ноября предприятия и учреждения еще только объявляют параметры закупок сладостей и проводят конкурсы на их поставку. В рознице только формируются отделы с новогодним ассортиментом. Ситуация в преддверии праздника еще может выровняться, особенно с учетом снижения темпов роста цен, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — Тем не менее, более востребованы на рынке изделия с относительно невысокой долей дорогостоящего какао-сырья и большим объемом различных добавок или начинок, а также комбинированные изделия. Эти форматы позволяют производителям выстраивать более гибкую ценовую политику».