Затяжной экономический кризис сильно изменил продовольственный рынок: производители столкнулись не только со сложностями из-за роста стоимости импорта и санкций, но и со снижением доходов покупателей. По данным Росстата, реальная зарплата россиян в 2015 году сократилась на 9,5%, при этом минимальный месячный набор продуктов за тот же год подорожал на 8,3% (в 2014-м — на 15,3%).
Финансовые условия заставляют людей строже относиться к тратам в магазинах. Как отмечается в обзоре потребительской уверенности населения от Сбербанка, в конце 2015 года 70% опрошенных признались, что стали покупать менее дорогие товары. Доля тех, кто покупает продукты исключительно со скидками, достигла 44%.
Экономят не только за счет отказа от более дорогих марок, но и благодаря структурному изменению продуктовой корзины. Так, согласно исследованию компании GfK, потребление морепродуктов за последний год сократилосьна 24,9%, рыбы — на 13%, мясных деликатесов — на 8,2%.
В таких условиях производители иногда идут на уловки, чтобы хоть как-то снизить цену и выиграть конкуренцию за покупателя.
Молочные продукты, сыр
После введения продовольственного эмбарго себестоимость производства в молочном секторе увеличилась на 30-40%, так как для него по-прежнему требуются импортные компоненты, а поголовье скота нельзя увеличить за короткое время.
Из-за повышения цен ожидаемо стали популярнее молокосодержащие продукты, в которых допускается использование заменителей молочных жиров на 50% и менее. «Такая категория более экономически привлекательна для ряда граждан, так как заменители молочных жиров дешевле натуральных в четыре-пять раз. Это касается прежде всего сырных продуктов и спредов (