Российский кондитерский рынок «нащупал дно» кризиса

Среднедушевое потребление кондитерской продукции в России достигло своих минимальных значений в январе-феврале текущего года, опустившись до 22,8 кг (на человека в пересчете на год). При этом наиболее сильно пострадал сегмент шоколадной кондитерской продукции, потребление которой снизилось до 3,8 кг на человека в пересчете на год. Уже с марта 2016 года наблюдается постепенное увеличение потребления как шоколадных, так и сахаристых и мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения примерно до уровней прошлого года: шоколадные — 3,99 кг в год на человека, сахаристые — 6,9 кг на человека в год и мучные кондитерские изделия длительных сроков хранения — на уровне в 8,9 кг на человека в год. Всего по итогам I квартала 2016 года потребление кондитерских изделий в России выросло до уровня 23,2 кг в год на человека. Максимальный за последние 10 лет показатель среднедушевого потребления кондитерских изделий в России был отмечен в 2014 году и составил 24 кг сладостей в год.

Также в I квартале 2016 года доля импортной кондитерской продукции на российском рынке составила минимальные 5% от общего потребления сладкого в стране. Сокращение поставок импортной кондитерской продукции в Россию достигло минимального значения за последние годы, но уже с марта отмечен прирост поставок мучных кондитерских изделий (+1,2%) и сахаристых кондитерских изделий (+29%).

Экспорт мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения вырос в I квартале 2016 года на 9,4% (в натуральном выражении) главным образом за счет многократно выросших продаж в Китай, который еще год назад даже не входил в первую десятку, а сейчас стал четвертым по величине покупателем российского печенья, вафель и прочих мучных кондитерских изделий после Казахстана, Беларуси и Киргизии и третьим по величине покупателем российских шоколадных изделий после Казахстана и Беларуси. В целом экспорт шоколадных кондитерских изделий увеличился на 16% в натуральном выражении в основном за счет роста продаж в основные страны-покупатели российского шоколада: Казахстан (+6,4%), Беларусь (+62,5%) и Китай (рост в 2,5 раза).

До 2016 года Китай не занимал заметного места в среди стран, закупающих российские сладости, но в текущем году поставки из России в Китай выросли в разы, что вывело его в один из крупнейших внешних рынков для российских кондитеров.

«Снижение динамики роста цен и коррекция курса рубля привели к тому, что уже в марте российские потребители стали возвращаться к более комфортной потребительской модели в своих ежедневных тратах. К тому же продолжительная и вынужденная экономия, особенно на крупных покупках, часто провоцирует приобретение более доступных удовольствий, в том числе шоколада и прочих сладостей, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — Сейчас активно происходит замещение прошлогоднего двукратного сокращения объемов импорта кондитерских изделий и заметно растут экспортные продажи российских сладостей».