Импорт кондитерских изделий за январь-июль 2016 года составил 94 тыс. тонн на сумму $279 млн. Это самый низкий показатель за последние пять лет. По сравнению с 2015 годом объемы импорта сократились в натуральном выражении на 1,5%, в стоимостном — на 6,9% (за аналогичный период). Обвальное падение импорта началось в самом начале 2015 года, с падением курса рубля. По сравнению с 2014 годом, когда сокращение импорта приближалась к 40%, сейчас эта тенденция усугубилась. В январе-июле 2016 года падение импортных поставок кондитерских изделий в Россию сократилось с аналогичным периодом 2014 года на 47%, в стоимостном выражении — на 55%.
Наиболее значительное падение отмечается в сегменте мучных кондитерских изделий. За описываемый период снижение составило -5,5% в натуральном выражении в сравнении с аналогичным периодом 2015 года и -45,6% в сравнении с январем-июлем 2014 года.
Резкое падение курса рубля в конце 2014-го — начале 2015 года привело к стремительному сокращению импортных поставок кондитерских изделий в Россию. Последовавшее за этим снижение доходов населения, шоковый рост цен на кондитерскую продукцию и ряд других факторов привели к тому, что потребители стали существенно сокращать свои траты на сладости, переходить с более дорогих видов кондитерской изделий на более доступные и менее подорожавшие. Шоколад, к примеру, по итогам декабря 2015 года подорожал в среднем в России на 38%. После введения ограничений на импорт из Украины более половины ввозимых в Россию кондитерских изделий стало приходиться на дорогую западноевропейскую продукцию, которую можно отнести к премиальному сегменту. Именно этот сегмент и «пострадал» в первую очередь. Наиболее заметные объемы европейской шоколадной продукции поступают в Россию из Германии, Польши и Италии. Также крупнейшими торговыми партнерами России в этой категории являются Казахстан и Беларусь. Крупнейшими поставщиками мучных кондитерских изделий в Россию в настоящее время являются Польша, Германия, Беларусь и Италия.
В начале 2016 года негативный тренд продолжился. За первые семь месяцев 2016 года доля импортной продукции в России составляет сократилась до 5-7% в зависимости от ее вида с 10-12% в прошлом году.
Несмотря на некоторый рост спроса и потребления кондитерских изделий в марте-мае 2016 года, с июня потребители вновь «охладели» к кондитерским изделиям. Прошла некоторая эйфория и общая усталость потребителей от необходимости экономить и потребность побаловать себя в мелочах, когда на крупные траты нет средств. Потребители вновь «включили» режим жесткой экономии, при котором расходы на сладости сокращаются одними из первых. Стала снижаться и положительная динамика прироста производственных показателей в России, а также и экспортных продаж российских сладостей. Эта тенденция сохранилась, даже несмотря на сохраняющийся низкий курса рубля, который делает российские кондитерские изделия конкурентным и на внешних рынках. В целом, выпуск кондитерских изделий в России за январь-июль вырос на 1,5% — до 1,8 млн тонн, тогда как еще в январе-мае этот показатель составлял около 4%. Прирост выпуска различного рода печенья, вафель и пряников в январе-июле снизился до 3% с 5,8% в январе-мае. Динамика производства шоколадных и сахаристых кондитерских изделий — до 0,4% с 3%.
«Небольшое восстановление спроса на кондитерские изделия в России весной 2016 года оказалось временным явлением, — говорит исполнительный директор центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — Покупательная способность российских потребителей остается низкой, продолжается сокращение расходов на кондитерские изделия, а приоритеты в выборе отдаются невысокой цене. Пока ситуация продолжает развиваться по кризисному сценарию 2015 года».
Таблица. Импорт кондитерской продукции в январе-июле 2016 года.
тысяч тонн
|
Млн, $
|
Мучные кондитерские изделия
|
52,9
|
127,75
|
Шоколадные кондитерские изделия
|
23,2
|
113,92
|
Карамель и сахаристые кондитерские изделия
|
17,68
|
37,38
|
Всего:
|
93,78
|
279,05
|
Источник: данные ФТС
12.02.2018