Россия преодолела негативный тренд по снижению производства кондитерских изделий

Производство кондитерских изделий в России за период с января по февраль 2016 года выросло на 4,5% — до 496,9 тыс. тонн. Основной прирост был обеспечен за счет категорий мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения, а также шоколадных и сахаристых кондитерских изделий. Причем прирост производства шоколадных кондитерских изделий отмечается впервые за последние 12 месяцев.


Среди крупнейших регионов производителей сладостей наиболее заметный прирост объемов производства наблюдается в Пензенской (+27%) и Самарской областях (+29,9%), в Санкт-Петербурге (+11%), Свердловской (15,8%) и Владимирской (+14,6%) областях. Наиболее значительные показатели падения объемов производства всех видов сладостей в январе-феврале 2016 года отмечены в Москве (-16,4%), Липецкой области (-20%) Краснодарском крае (-17%) и Омской области (-15,9%).



Производство печенья и прочих мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения в январе-феврале 2016 года выросло на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 199 тыс. тонн. Шоколадных и сахаристых кондитерских изделий — на 5,9% — до 235,4 тыс. тонн, а отдельно шоколадных — на 5,8% —  до 81 тыс. тонн. Производителям удалось преодолеть негативный тренд по сокращению объемов выпуска даже в сильно «сузившейся» в 2015 году категории тортов, пирожных и прочих мучных кондитерских изделий коротких сроков хранения. В феврале 2016 года выпуск этой продукции в России вырос на 1,9% — до 58 тыс. тонн по сравнению с февралем 2015 года.



Пока рост объемов производства сладостей происходит в большей степени за счет замещения выпадающих объемов импорта и роста экспортных продаж, нежели восстановлению потребления. Импорт всех видов кондитерских изделий в 2015 году сократился практически вдвое, а в январе 2016 года эта тенденция продолжилась, импорт мучных кондитерских изделий снизился к январю 2015 года на 6,8%, шоколадных — на 26,2%.



Одновременно отмечается существенный прирост экспортных продаж. В частности, в январе 2016 года экспорт вырос не только в натуральном выражении, но и в стоимостном. Экспорт мучных кондитерских изделий вырос в натуральном выражении на 11,2%, в стоимостном — на 4,1%, шоколадных в натуральном — на 14,1%, в стоимостном — на 6,5%. Успехи российских кондитеров на внешних рынках связаны как с низким рублем, который делает российскую кондитерскую продукцию весьма конкурентной, так и с расширением экспортных продаж на новые рынки. К примеру, в январе, Китай стал вторым по величине экспортным рынком для российских производителей шоколада, и третьим — для производителей мучных кондитерских изделий. Для сравнения, в предшествующем, 2015 году Китай был седьмым и десятым по величине покупателем российских шоколадных и мучных кондитерских изделий соответственно.



Кроме того, приросту производства кондитерских изделий мог способствовать сезонный всплеск спроса на шоколадные изделия, перед 8 марта. Как показало исследование ЦИКР, в текущем году при формировании госучреждениями подарков к 8 Марта, произошло существенное перераспределение в пользу конфетных наборов и других видов сладостей.



 «Дальнейшему укреплению позиций российских кондитеров могут способствовать снижение темпов роста потребительских цен, коррекция курса рубля и сокращение производственных издержек за счет снижения пошлин и цен на основные виды сырья, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. Кроме того, весьма эффективная стратегия для российских кондитерских предприятий в условиях сокращения спроса внутри страны — расширение экспортных продаж».