30 мая 2017 года. Релиз Центра исследований кондитерского рынка
Импорт основных видов какао-сырья для производства шоколадных кондитерских изделий в первом квартале 2017 года вырос на 27,6% по сравнению с показателями за первый квартал 2016 года. Больше всего за этот период увеличились объемы ввоза какао-пасты — на 48,2% — до 9,4 тыс. тонн, а также какао-бобов — на 32,3% — до 10,8 тыс. тонн. Импорт какао-масла вырос на 14,1% — до 7,36 тыс. тонн, какао-порошка — на 22% — до 10,89 тыс. тонн. Тот факт, что растет импорт всех видов какао-сырья, говорит о том, что производство наращивают как предприятия, имеющие собственную переработку какао-бобов, так и все остальные.
В отличие от текущей ситуации, в 2016 году рос преимущественно импорт бобов. А в 2015 году импорт основных видов какао-сырья вообще сократился более чем в два раза — с 354,2 тыс. тонн в 2014 году до 159,7 тыс. тонн.
Текущее увеличение импорта какао-сырья происходит на фоне практически обвального снижения мировых цен на какао-бобы и продукты их переработки. В течение последних 10 месяцев они снизились с 2550 британских фунтов стерлингов за тонну в прошлом июле до 1500 фунтов стерлингов за тонну сейчас, в конце мая. Средняя цена закупки какао-бобов в России в марте 2017 года составила $2500 за тонну (около 2000 фунтов) и снизилась только с начала этого года на 28,5%.
Коррекция мировых цен на какао совпала по времени с началом восстановления потребления шоколада в самой России после проблемных 2015 и 2016 годов. Девальвация рубля, резкий рост (до 60%) себестоимости производства шоколада, скачок розничных цен (до 40% в 2015 году), падение доходов и переход к режиму экономии — все эти факторы привели к тому, что потребители стали отказываться от кондитерских изделий и в особенности от наиболее дорогих их видов, таких как шоколад. В конце 2016 года началось постепенное восстановление спроса на шоколадные кондитерские изделия, во многом этому способствовали снижение темпов роста цен на них и предновогодний сезон. В начале 2017 года потребление шоколадных кондитерских изделий продолжило восстанавливаться, увеличившись по итогам первого квартала 2017 года до 4,6 кг в годовом выражении на человека по сравнению с 4,4 кг в конце 2016 года.
Кроме того, российские шоколадные кондитерские изделия становятся все популярнее на внешних рынках, что позволило российским производителям в прошлые годы отчасти компенсировать снижение потребления внутри России. В 2016 году в основном благодаря слабому рублю отмечался значительный рост экспортных продаж всех видов российских сладостей (на 5,6% по итогам 2016 года). Причем с конца 2016 года и в начале текущего года рост продаж на экспорт происходил еще и за счет увеличения более дорогих видов продукции, например шоколада. Продажи шоколадных кондитерских изделий в 2016 году росли наибольшими темпами — +7%. В текущем году рост экспорта шоколадных изделий не только продолжился, но и усилился —в первом квартале 2017 года он вырос на 10,75% в натуральном выражении. Закупки кондитерских изделий российского производства в течение описываемого периода наращивали как на традиционных экспортных направлениях, как Казахстан и Белоруссия, так и на новых рынках, например китайском, который вообще стал вторым по величине покупателем российских шоколадных кондитерских изделий.
В настоящее время в России темпы роста розничных цен на кондитерские изделия самые низкие за последние 2,5 года. Хотя шоколад остается одним из самых подорожавших видов кондитерских изделий — в апреле 2017 года среднем по России шоколад подорожал на 6,8% (до 834,69 руб./кг) по сравнению с апрелем 2016 года. Это дополнительный фактор, влияющий на постепенное увеличение потребления шоколада и шоколадных изделий.
«Снижение динамики роста цен на шоколад и шоколадные кондитерские изделия благодаря коррекции мировых цен на сырье и укреплению рубля, будут способствовать дальнейшему восстановлению или даже росту потребления этого вида сладостей в России, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — В России уровень потребления шоколадных кондитерских изделий ниже среднеевропейского примерно на 30%, так что вполне ожидаемо, что при улучшении покупательной способности населения будет расти потребление более дорогих видов сладкого, таких как шоколад».