Подходит к концу очередная кампания по закупке детских новогодних подарков среди госкомпаний и государственных учреждений. В 2017 году большинство детских подарков «потяжелели» до 800-1000 граммов, а средняя стоимость съедобной части выросла до 524 руб. Еще год назад наиболее востребованным форматом подарка были упаковки весом 700-900 граммов, а средняя стоимость составляла 497 руб.
В 2017 году в России средние розничные цены на шоколадные кондитерские изделия практически не выросли, а некоторые виды шоколадных конфет даже подешевели по сравнению с предыдущим годом. Поэтому в текущей закупочной кампании детские новогодние подарки получается не столько подорожали, сколько увеличились в объемах.
Как и в предыдущие годы в составе подарка преобладают шоколад и шоколадные конфеты — на их долю, как правило приходится 60-70% от веса всех кондитерских изделий в подарке, 5-10% — на карамель и леденцы, остальное — это, как правило, штучные кондитерские изделия, такие как: зефир, халва, нуга, мармелад, печенье и вафли. Зачастую в требованиях к содержанию подарков отдельно указывается, что на шоколадные кондитерские изделия должно приходиться до 80% съедобной части веса подарка. Однако во все большем количестве заявок шоколадные кондитерские изделия в детских подарках заменяются другими видами сладостей, к примеру, все чаще в техническом задании встречается требование к наличию в составе подарка жевательного мармелада. Очень часто в задании приведены конкретные бренды и наименования кондитерских изделий, которые должны содержать детские подарки. В отдельных случаях значение играет не вес, а объем и разнообразие представленной продукции, что также описано отдельно в техническом задании.
Большинство детских новогодних наборов сформированы из брендов, существующих еще с советских времен. Как и в предыдущие годы почти в 90% случаев новогодние наборы формируются из продукции российских производителей — это преимущественно фабрики, входящие в холдинг «Объединенные кондитеры», а также компании «Славянка», «Акконд», КДВ, «Победа» и другие. Сокращается число требований о наличии в подарках продукции небольших местных производителей в пользу сладостей, произведенных игроками федерального уровня. Если год назад таких упоминаний встречалось в 40-50% заявок, то сейчас на них приходится около трети. Практически всегда в заявках фигурирует требование, чтобы кондитерские изделия были свежими: либо произведены не позже определенного срока, либо указано окончание срока годности.
Средняя стоимость одного новогоднего набора выросла за последние пять лет в полтора раза: в 2012 году она составляла 392,16 рублей, в 2014 году — 486,19 рублей, в кризисном 2015 году она не только снизилась до 377 рублей, но и существенные изменения претерпел состав и вес подарка (о закупках детских новогодних подарков в 2015 году). В 2016 году средняя стоимость подарка была 497 руб.
В рознице стоимость 1 кг шоколадных конфет в среднем по России составляет 350-600 руб. в зависимости от региона и вида конфет. Если сформировать набор конфет и шоколада, примерно соответствующий среднему новогоднему подарку из текущей выборки, то цена съедобной части подарка составит 320-450 руб. (исходя из цен в ноябре 2017 года) в зависимости от региона. Однако в ней не учтены дополнительные условия, присутствующие в большинстве заявок, в которые входят обязательные доставка, наличие праздничной упаковки, задание по нанесению логотипа и ряд других требований.
Как и в предыдущие годы, стоимость набора сладостей в детском новогоднем подарке зависит не столько от региона, сколько от конкретной организации. Чаще всего наиболее дорогие виды сладостей и наибольший вес подарка встречаются в заявках компаний энергетического сектора. Здесь и вес сладостей в подарке редко ниже 1 кг, и предусмотрен особый ассортимент. Как правило, стоимость таких подарков – около 1 000 руб. Наиболее дорогим подарком был набор сладостей одной из дальневосточных энергетических компаний стоимостью 1860 руб. При закупках городских или областных властей как правило, вес съедобной части подарков составляет около 500-700 граммов — это в основном различные виды конфет и штучные кондитерские изделия.
Закупочная кампания детских новогодних подарков среди госучреждений и госкомпаний стартует осенью и большинство заявок размещаются в конце октября — ноябре. Иногда крупные заявки появляются уже летом, например, заявки «Почты России». Сами торги проводятся, как правило, до середины декабря. Текущая закупочная кампания уже заканчивается и большинство заявок и лотов, размещенных на сайте Госзакупки (i), уже реализованы.
«В 2017 году в России происходит восстановление потребления шоколадных кондитерских изделий после двух кризисных лет, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина, — в том числе этот тренд находит свое отражение в количественном и качественном составе сладостей в детских новогодних подарках».
i — Для анализа использовалась выборка из 687 лотов на проведение конкурса по закупке детских новогодних подарков и наборов.