Детские новогодние подарки вернулись к докризисному формату

7 декабря 2016 года. Релиз Центра исследований кондитерского рынка

Российские госкомпании и государственные учреждения вернулись к докризисному формату детских новогодних подарков и праздничных наборов. В этом году вес «съедобной» части подарка, как и 2-3 года назад, как правило, начинается от 700 граммов, а стоимость одного такого подарка, без учета игрушек или сувениров, составляет в среднем по России 497 руб. При этом немного изменилась структура самого набора сладостей — теперь все чаще допускается сокращение объема шоколадных конфет в пользу других видов кондитерских изделий.

Обычно закупочная кампания детских новогодних подарков среди госуреждений и госкомпаний стартует в начале осени, но большинство заявок размещаются в конце октября — ноябре. Сами торги проводятся, как правило, до середины декабря. Текущая закупочная кампания пока в самом разгаре, но, уже исходя из состава заявок и лотов, размещенных на сайте Госзакупки (i), можно сделать выводы об основных изменениях, затронувших такие параметры как стоимость, вес и состав детских новогодних подарков.

В 2016 году наиболее популярный формат подарка 700-900 граммов, его средняя стоимость составляет 497 руб. В составе подарка превалируют шоколадные конфеты — их доля, как правило, около 50-65% от веса всех кондитерских изделий в подарке, еще около 10% приходится на шоколад или шоколадные батончики, 5% — на карамель, остальное — это, как правило, штучные кондитерские изделия, такие как: халва, нуга, карамель, желейные конфеты, мармелад, печенье и вафли. В прежние годы на шоколадные конфеты приходилось почти 80% подарка. При этом средняя стоимость одного новогоднего набора с 2012 года выросла с 392,16 рублей до 486,19 рублей в 2014 году. Правда в 2015 году она оказалась значительно ниже – около 377 рублей за подарок, хотя, сам он также изменился: если ранее большая часть новогодних наборов весила от 0,7 кг, то в прошлом году самый «ходовой» формат был в пределах 0,5 кг.


Резкий рост рублевых цен на сырье для кондитерской отрасли в 2015 году, колебания курса валют и высокая стоимость заемных средств привели к значительному росту цен на большинство видов сладостей. Перед заказчиками новогодних наборов стоял выбор : сократить количество традиционных наборов конфет или «разбавить» их более дешевыми видами кондитерских изделий.

Стоимость набора конфет весом 700 граммов, соответствующего среднему новогоднему подарку из текущей выборки, в рознице сейчас будет составлять примерно 248 руб. (исходя из цен в октябре 2016 года). Но сюда не входят ряд дополнительных условий, таких как условия поставки. Как и в прошлые годы, в 2016 году в цену новогоднего набора уже входят стоимость доставки, упаковки, возможность нанесения корпоративного логотипа. В договорах на поставку описаны все технические условия: состав конфет, вплоть до количества штук каждого наименования, перечень производителей и брендов, вес каждого изделия и так далее. Практически всегда фигурирует требование, чтобы кондитерские изделия были свежими: либо произведены не позже определенного срока, либо указано окончание срока годности.

Стоимость самого новогоднего подарка не зависит от региона, как правило, наиболее дорогостоящие подарки у компаний энергетического сектора, наименее —при закупках городских или областных властей. Набор кондитерских изделий чаще всего одинаков — это в основном различные виды конфет и штучные кондитерские изделия. Отличаются вес и состав производителей. Причем в 90% случаев наборы формируются полностью из ассортимента российских производителей (фабрики, входящие в холдинг «Объединенные кондитеры», «Славянка», «Акконд», «Победа» и другие). Примерно в половине случаев около 40-50% набора приходится на продукцию небольших местных производителей. Общим местом для большинства новогодних наборов является заметная доля в подарке брендов, существующих еще с советских времен.

Одни из наиболее дорогих подарочных наборов пока у Ростелекома, стоимость одного подарка составляет около 1200 руб., в него входят 73 штуки различных видов кондитерских изделий общим весом в 1 кг, а также игрушка и открытка. Наиболее крупные заказы разместили на сайте Госзакупки: Почта России (95,3 млн руб.), Сбербанк (18,1 млн руб.) и его подразделения, Росатом (35,5 млн руб), ряд других компаний энергетического сектора, а также областные и городские администрации. 

 

i — Для анализа использовалась выборка из 747 лотов на проведение конкурса по закупке детских новогодних подарков и наборов